Учебно - тематическое планирование по изобразительному искусству
Авторы: Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова.
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Характеристика деятельности обучающихся. |
Виды контроля |
Дата проведения
|
Осень. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (11 часов) |
|||||
1. |
Земля одна, а цветы на ней разные. Натюрморт: свет, цвет, форма. |
1 |
Рассматривать произведения художников-пейзажистов, в которых запечатлены образы осенней природы в разных состояниях. Наблюдать осенние цветы в природе. Находить формы, цвета и оттенки, подмеченные в натуре, в произведениях художников и графиков. Участвовать в обсуждении композиции, колорита натюрмортов, выразительных средств передачи красоты форм и цветовой окраски осенних цветов. Подбирать цветовую палитру соответственно замыслу и использовать свои наблюдения натуры. Рисовать композицию натюрморта « Чужие цветы красивее, а свои милее» с натуры или по памяти. Рассматривать и анализировать произведения жостовских мастеров – расписные лаковые подносы. Рисовать жостовский поднос понравившейся формы и украшать его цветочной росписью. Рассматривать разнообразие форм, цвета, размеров осенних плодов в натуре, находить соответствие им в изображённых натюрмортах художников, разделять чувства художников, переданные ими в картинах-натюрмортах. Рассматривать произведения декоративно-прикладного искусства народных мастеров стран Востока (Китая и Японии). Рассказывать о старинном обычае изготовления и запуска воздушных змеев в России и странах Востока. Участвовать в обсуждении разнообразия изделий из лоскута, характерных особенностей лоскутной техники, специфики орнаментальных композиций, их цветовой гаммы. |
|
|
2 |
В жостовском подносе все цветы России. Русские лаки: традиции мастерства. |
2 |
|
|
|
3 |
О чём может рассказать русский расписной поднос. Русские лаки: традиции мастерства. |
3 |
|
|
|
4 |
Каждый художник урожай своей земли хвалит. Натюрморт: свет, тень, форма, объём. |
4 |
|
|
|
5 |
Лети, лети бумажный змей. Орнамент народов мира: традиции мастерства. |
5 |
|
|
|
6 |
Чуден свет – мудры люди, дивны дела их. Лоскутная мозаика: традиции мастерства. |
6 |
|
|
|
7 |
Живописные просторы Родины. Пейзаж: пространство и цвет. |
7 |
|
|
|
8 |
Родные края в росписи гжельской майолики. Русская майолика: традиции мастерства. |
8 |
|
|
|
9 |
«Двор, что город, изба, что терем». В мире народного мастерства. |
9 |
|
|
|
10 |
«То ли терем, то ли царёв дворец». В мире народного зодчества: традиции народного мастерства. |
10 |
|
|
|
11 |
Каждая птица своим пером красуется. Живая природа: форма и цвет, пропорции. |
11 |
|
|
|
Зима. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (10 часов)
|
|||||
12 |
Каждая изба удивительных вещей полна. Натюрморт: свет и тень, объём и пропорции. |
1 |
Рассматривать произведения художников-пейзажистов, в которых запечатлены замечательные образы зимней природы. Наблюдать зимнюю природу в разное время суток и в разных состояниях. Рассматривать произведения на темы зимней природы художников –графиков. Находить в них характерные признаки зимы. Сравнивать зимние пейзажи художников-графиков между собой, находить общее и различное в изображении зимней природы. Называть средства художественной выразительности в передаче сказочности, таинственности русской зимы. Называть элементы геометрического орнамента из меха. Читать северные узоры в украшении шубы и деталей одежды, связывать орнаментальные знаки-символы с явлениями родной природы. |
|
|
13 |
Русская зима. Пейзаж в графике: чёрный и белый цвета. |
2 |
|
|
|
14 |
Зима не лето, в шубу одета. Орнамент народов мира: традиции мастерства. |
3 |
|
|
|
15 |
Зима за морозы, а мы за праздники. Карнавальные новогодние фантазии: импровизация. |
4 |
|
|
|
16 |
Всякая красота фантазии да умения требует. Маски – фантастические и сказочные образы, маски ряженых. |
5 |
|
|
|
17 |
В каждом посаде в своём наряде. Русский народный костюм: узоры – обереги. |
6 |
|
|
|
18 |
Жизнь костюма в театре. Сценический костюм героя: традиции народного костюма. |
7 |
|
|
|
19 |
Россия державная. В мире народного зодчества: памятники архитектуры. |
8 |
|
|
|
20 |
«Город чудный…» Памятники архитектуры: импровизация. |
9 |
|
|
|
21 |
Защитники земли Русской. Сюжетная композиция: композиционный центр. |
10 |
|
|
|
Весна. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (5 часов) |
|||||
22 |
Дорогие, родные, любимые. Женский портрет: выражение и пропорции лица. |
1 |
Рассмотреть произведения художников-пейзажистов, в которых запечатлены разные состояния весенней природы. Рассматривать женские портреты в живописи. Рассказывать, какие героини изображены на портретах, описывать их внешность и костюм, положение фигуры, фон картины. Рисовать женский портрет самого дорогого человека, передавать его красоту, неповторимость. Создавать образ широкой Масленицы в технике обрывной мозаики из цветной бумаги или текстильного коллажа. Рассматривать русские народные игрушки из разных регионов России. Выполнять зарисовку силуэта понравившейся народной деревянной игрушки, расписывать её росписью соответствующего промысла или воссоздать неровную поверхность в виде следов от резца.
|
|
|
23 |
Широкая Масленица. Сюжетно – декоративная композиция: композиционный центр и цвет. |
2 |
|
|
|
24 |
Красота и мудрость народной игрушки. Русская деревянная игрушка: развитие традиции мастерства. |
3 |
|
|
|
25 |
Герои сказки глазами художника. Сюжетная композиция: композиционный центр и цвет. |
4 |
|
|
|
26 |
Герои сказки глазами художника. Сюжетная композиция: композиционный центр и цвет. |
5 |
|
|
|
Лето. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (8 часов) |
|||||
27 |
Водные просторы России. Морской пейзаж: линия горизонта и колорит. |
1 |
Рассматривать произведения живописи и поэзии, в которых передана красота и разнообразие цветущей, солнечной летней природы России, соотносить их с описаниями природы и поэзии. Рассматривать произведения художников-маринистов, соотносить их с описанием моря в стихотворении А. Пушкина. Сравнивать пейзажи И. Айвазовского с пейзажами других маринистов. Находить в них общее и различное в передаче морской стихии. Исследовать возможности живописи, смешивать краски для получения цветовых оттенков морской воды. Рассматривать произведения художников, рисунков для набойки. Высказывать своё мнение и отношение к произведениям народных мастеров из Павловского Посада – расписным шалям, называть традиционные мотивы росписи. Рисовать цветок розы по мотивам узора павлово- посадских шалей. Сравнивать цветочный узор на павлопосадских шалях с росписью на жостовских подносах, находить в них сходство и различия. Рассматривать произведения художников-живописцев, поэтов-песенников, которые передают настроения тревоги и торжества, связанные с разными событиями Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Рисовать декоративную сюжетную композицию «Салют Победы». Подбирать на палитре оттенки так, чтобы гамма салюта создавала ощущения радости и торжества.
|
|
|
28 |
Цветы России на павлопосадских платках и шалях. Русская набойка: традиции мастерства. |
2 |
|
|
|
29 |
Всяк на свой манер. Русская набойка: композиция и ритм. |
3 |
|
|
|
30 |
В весеннем небе – салют Победы. Патриотическая тема в искусстве. Декоративно-сюжетная композиция: цвет. |
4 |
|
|
|
31 |
Гербы городов Золотого кольца России. Символические изображения: состав герба. |
5 |
|
|
|
32 |
Сиреневые перезвоны. Натюрморт: свет и цвет. |
6 |
|
|
|
33 |
У всякого мастера свои затеи. Орнамент народов мира: традиции мастерства. |
7 |
|
|
|
34 |
Наши достижения. Я знаю. Я могу. |
8 |
|
|